Образовательные стандарты


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников №305 г. Челябинска
454047, ул. Сталеваров 18, тел.736-25-23

Проект






Утверждаю
Заведующий МБДОУ ДС № 305
_________ Пащенко Н.И.



 Основная
общеобразовательная программа
дошкольного образования
 

                                                                                                                                      Принято на заседании
                                                                                                                                                   педагогического совета № 1
                                                                                                                                                   от 30.08.2012 года.



2012 год



Оглавление

1. Обязательная часть

1.1 Пояснительная записка

1.2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.

1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей

1.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура"

1.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье"

1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность"

1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация"

1.3.5. Содержание образовательной области "Труд"

1.3.6. Содержание образовательной области "Познание"

1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация"

1.3.8.Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы

1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество

1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка"

1.4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Вариативная часть

2.1. Региональный компонент

2.2. Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения

2.4. Система работы с родителями воспитанников

2.5. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами



                                                                                    1 . Обязательная часть

1.1.Пояснительная записка
В соответствие с пунктом 5 статьи 14 ст. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ).
Структура и соотношение частей основной общеобразовательной программы определена в соответствии с нормами и положениями, установленными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования").
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Содержание основной общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Содержание основной общеобразовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы  целостной картины мира;
- интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развитие  потребности в реализации собственных творческих способностей.




Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Общее количество детей 140
Количество групп 6 (5 групп дошкольного возраста и 1 ранний возраст)
Направленность групп общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников.

Характеристика групп по наполняемости
 и однородности возрастного состава.

№ п/п
Группа/ возраст воспитанников
Количество
1.
І младшая группа (2- 3 года)
22 ребенка
2.
ІІ младшая группа (3- 4 года)
25 детей
3.
средняя группа (4 - 5 лет)
25 детей
4.
старшая І группа (5 - 6 лет)
21 ребенок
5.
старшая  ІІ группа (5 - 6 лет)
23 ребенка
6.
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
24 ребенка
Итого
140




                                   Характеристика соотношения мальчиков и девочек в группах

№ п/п
Группа/ возраст воспитанников
Девочки
Мальчики
1.
І младшая группа (2- 3 года)
8
14
2.
ІІ младшая группа (3- 4 года)
13
12
3.
средняя группа (4 - 5 лет)
9
16
4.
старшая І группа (5 - 6 лет)
7
14
5.
старшая  ІІ группа (5 - 6 лет)
11
12
6.
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
11
13
Итого
59
81





Сведения о группах здоровья воспитанников на 01.01.2012 год

Группа здоровья
Количество воспитанников
1.
І группа здоровья
5
2.
ІІ группа здоровья
93
3.
ІІІ группа здоровья
52
4.
ІV группа здоровья
1








1.Сведения о реализации программ дошкольного образования:
№ п/п
Наименование программы
(по каждой программе указать возрастные группы)
Возрастные группы
Количество
групп, реализующих программу
(по каждому возрасту)
Количество детей
(в каждой группе)
1.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой


1 младшая группа
1
22
2.
«Развитие» Л.А.Венгера
2 Младшая группа

1
26
Средняя группа

1
25
Старшая группа

2
21/23
Подготовительная к школе

1
24


Всего:

1/5
22/119


Итого:

6
141







Характеристика педагогических кадров
Соотношение педагогов по уровням специальной образованности
Год
Всего педагогов
Высшее
Незак. высшее
Ср - спец
Спец. - пед.
2011
-2012
12
7
-
-
5

Соотношение педагогов по квалификационным категориям
Год
Всего педагогов
Высшая
1 кв. кат
2 кв. кат.
Не аттестованы.
2011
-2012
12
4
2
2
4

                                   Соотношение педагогов по стажу работы и возрастным группам
Стаж работы
Возрастные группы
До 5
лет
5-10
лет
10-15 лет
Св. 15 лет
До 20 лет
20-30 лет
30-40 лет
40-55 лет
Св.55 лет
2
3
1
6
0
1
5
4
2










Характеристика состава семей, особенностей профессиональной деятельности родителей.
2011 -2012 учебный год

Численность родителей
Возраст родителей
Образование родителей
Характер семьи
Кол-во детей в семье
Материальное обеспечение
(малообеспеченные
Социальное
положение
Жилищные
условия


до
30
до
40
высшее
специальное
среднее
полная
неполная
один
два
три
Более трех

служащие
рабочие
Частн.препринетельство
Собств.жилье
Съемное жльье
общежитие

234





88

146

82

118

34
  
102

38

76

58

4

-

8

93

98

12

123

17

-












Приоритетные направления
деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
.
    В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении) определено, что в группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации».

Цели и задачи
деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
·        забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
·        создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
·        максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
·        творческая организация (креативность) образовательного процесса;
·        вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
·        уважительное отношение к результатам детского творчества;
·        единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
·        соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности; 
·        следование принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
·        соблюдение комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;
·        решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при про ведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
·        построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Особенности осуществления
образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой  «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011 год., «Развитие» Л.А.Венгера.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Примерной основной общеобразовательной программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Национально-культурные, демографические, климатические особенности.

   «Урал - это сокровищница России, это  природная крепость «жемчужина будущего». Опорный край державы, его добытчик  и кузнец. Ровесник древней нашей славы и славы нынешней творец».
Во все века был приметен и славен наш край. Здесь вы встретите пейзажи со всех концов России. Голубое ожерелье наших озер и травянистые джунгли с орешником, лианами хмеля, широколиственными деревьями. Горные пики, белые кварцитовые россыпи каменных реккурумников и разноцветье известняковых утесов в речных долинах. Пещерные города и поземные реки, вечнозеленые «острова» боров в степи и степные «острова» в лесах. Уральские ископаемые еще увлекательнее. Чего только нет в кладовых Хозяйки Медной горы. Испокон века наши земляки занимались горным делом, плавили металл и делали из него орудия труда и оружие.
      Социокультурные, природные особенности Челябинска не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в детском саду, так как содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом - Южный Урал» - Магнитогорск: МаГУ, 2003год. а ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых (металлурги, шахтёры) и т.п. В течение всего учебного года для единого образовательного процесса в Челябинском областном краеведческом музее проводятся  игровые занятия и экскурсии для воспитанников ДОУ.




Формы, приёмы  организации образовательного процесса по образовательной области  «Здоровье»

Режимные моменты
Совместная
деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная
деятельность c семьей
Объяснение, показ, дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, иллюстративный материал, досуг, театрализованные игры.
Занятия-развлечения
Занятия


Сюжетно-ролевые игры




Беседа, консультация
Открытые просмотры
Встречи по заявкам
Совместные игры
Консультативные встречи.
Встречи по заявкам
Совместные занятия
Интерактивное общение
Мастер-класс

1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Обязательность включения области в состав Программы обусловлена:
- с одной стороны,  наличием потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);
 - с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»

Перечень программ, технологий, пособий
Перечень программ и технологий
1.     Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

Перечень пособий
1.     Наглядное пособие: Правила безопасности для дошкольников. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
2.     Правила пожарной безопасности для дошкольников/ Иванова – М.: Айрис-Пресс, 2009
Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области  «Безопасность»
Режимные моменты

Совместная
деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная
деятельность
с семьей
Обучение
Объяснение
 Показ
Напоминание
Личный пример
Похвала
Тематический досуг
Упражнения
Тренинги
Игры
Рассматривание иллюстраций




Беседа
Чтение
Объяснение
Обучение
Напоминание
Упражнения
Рассказ
Творческие задания
Дидактическая игра
Рассказ-пояснение
Продуктивная деятельность
Рассматривание иллюстраций
Тренинг


Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные)
Самообслуживание
Похвала
Рассматривание иллюстраций
Продуктивная деятельность





Беседа
Личный пример
Рассказ
Чтение
Объяснение
Напоминание
Запреты
Упражнения
Тренинги
Похвала
Творческие задания
Собрания
Семинары
Досуг
Праздник
Выставка
1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков).
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области  «Социализация»

Перечень программ, технологий, пособий
Перечень программ и технологий

Технологии по игровой деятельности:
1.   Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
2.Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.
Перечень пособий
1.   Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
2.   Как научить детей любить Родину. - Ю.Е. Антонова, Л.В. Левина, О.В. Розова. - М.: АРКТИКА, 2003.


Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Социализация»
Режимные моменты

Совместная
деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная
деятельность
с семьей
Индивидуальная работа
Обучение
Объяснение
Напоминание
Личный пример
Похвала
Тематический досуг
Упражнения
Тренинги
Игры
Рассматривание иллюстраций
Труд
Дежурство
Наблюдение


Занятия
Экскурсии
 Наблюдения
Чтение художественной литературы
Просмотр видеофильмов
Досуги
Музыкальные досуги
Развлечения
Праздники
Дидактические игры
 Беседа
Проблемные ситуации
Поисково –творческие задания
Театрализованные постановки
Творческие задания
Объяснение
Упражнения
Рассматривание иллюстраций
Викторины
КВН
Моделирование
Игры со сверстниками (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные)
Самообслуживание
Похвала
Совместное со сверстниками рассматривание иллюстраций
Совместная со сверстниками продуктивная деятельность
Экспериментирование
Наблюдение
Дежурство  
Экскурсии
Наблюдения
Чтение
Досуги
Праздники
Развлечения
Совместные проекты
Личный пример
Беседа
Объяснение
Встречи с интересными людьми
Викторины
Конкурсы
Семейные проекты, выставки


1.3.5. Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Общество, государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду как к самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации  и формирования личности ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области  «Труд»
Перечень программ, технологий, пособий
Перечень программ и технологий
1.     Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,2010. – 64 с.

Перечень пособий
1.        Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие./ А.Д.Шатова. – М: Пед. общество России, 2005.
2.        Ребёнок за столом. Методическое пособие. Глава »Дежурство». / В.Г.Алямовская и др. – М: Сфера, 2005.

Формы,  приемы организации образовательного процесса по образовательной области  «Труд»
Режимные моменты
Совместная
деятельность с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная
деятельность с семьей
Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к:
- проявлению трудовых навыков,
- оказанию помощи сверстнику и взрослому,
- проявлению заботливого отношения к природе.
Трудовые поручения.
Самостоятельное планирование трудовой деятельности.
- показ,
- объяснение,
- обучение,
- наблюдение,
- напоминание,
- самообслуживание
- обучение,
- напоминание,
- беседы,
- рассказывание потешек,
- разыгрывание игровых ситуаций,
- упражнение,
- объяснение,
- наблюдение,
- поручения,
- совместный труд,
- чтение книг и рассматривание иллюстраций познавательного характера о труде взрослых,
- тематические досуги и праздники,
- просмотр видео, диафильмов,
- продуктивная деятельность,
- экскурсии
- рассказ,
- потешки,
- напоминание
- просмотр видеофильмов, диафильмов
- рассматривание иллюстраций,
-  сюжетно-ролевые игры,
- чтение художественной литературы
- продуктивная деятельность,
- поручения,
- совместный труд детей,
- творческие задания,
- дежурство,
- ведение календаря природы,
- тематические досуги
- беседы,
- личный пример,
- показ,
- напоминание,
- объяснение,
-  совместный труд детей и взрослых,
- конкурсы,
-творческие задания,
- выставки



1.3.6. Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:
- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста


Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание»

Перечень программ, технологий, пособий
Перечень программ и технологий
Перечень пособий
Развитие речи, математика
1.     Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
2.Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.
Конструирование
1.    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Баева, Н.А. Ноткина и др.- СПб., 1995.
2.    Развитие (основные положения).- М., 1995.
Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области  «Познание»
Режимные моменты
Совместная деятельность
с педагогом
Самостоятельная деятельность
детей
Совместная
деятельность с семьей
- Напоминание,
- Объяснение,
- Обследование,
- Наблюдение,
- Труд в уголке природы,
- Развивающие игры,
- Игра-экспериментирование,
- Проблемные ситуации,
- Игровые упражнения,
- Рассматривание чертежей и схем,
- Моделирование.

- Показ,
- Наблюдение,
- Беседа,
- Занятия,
- Экспериментирование,
- Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды,
- Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования,
- Игровые упражнения,
- Игры (дидактические, подвижные),
- Тематическая прогулка,
- Экскурсии,
- Посещение сенсорной комнаты,
- Проектная деятельность,
- Опыты,
- Конкурсы,
- КВН,
- Труд,
- Продуктивная деятельность,
- Выставки,
- Проблемно-поисковые ситуации,
- Мини-музеи.
- Игры (дидактические, развивающие, подвижные),
- Игры-экспериментирования,
- Игры с использованием автодидактических материалов,
- Наблюдение,
- Интегрированная детская деятельность
(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую),
- Опыты,
- Труд в уголке природы,
 - Игры со строительным материалом,
- Продуктивная деятельность.
- Опрос,
-  Анкетирование,
- Информационные листы,
- Мастер-класс для детей и взрослых,
- Семинары,
- Семинары-практикумы,
- Ситуативное обучение,
- Упражнения,
- Консультации,
- Досуг,
- Коллекционирование,
- Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ,
- Просмотр видео,
- Беседа,
- Консультативные встречи,
- Прогулки,
- Домашнее экспериментирование,
- Презентации,
- Уход за животными и растениями,
- Совместные постройки,
- Совместное конструктивное творчество.
1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего  и окружающего мира,  побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и  лексико-грамматического компонентов);
- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Коммуникация как главное средство и условие  реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация»
Перечень программ и технологий
1.     Детство» / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2.     Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.

Перечень пособий

 


Перечень программ, технологий, пособий
Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области  «Коммуникация»

Режимные моменты
Совместная
деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная
деятельность
с семьей
1. Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
2.Беседы с опорой на  зрительное восприятие и без опоры на  него.
3. Хороводные игры, пальчиковые игры.
4. Пример использования образцов коммуникативных кодов взрослого.
5. Тематические досуги.
6. Фактическая беседа, эвристическая беседа.
8. Мимические, логоритмические, артикуляционные гимнастики.
10.Речевые дидактические игры.

11.Наблюдения.
12.Чтение.
13. Слушание, воспроизведение, имитирование.
14.Тренинги (действия по речевому образцу взрослого).
15. Разучивание скороговорок, чистоговорок.
16. Индивидуальная работа.
17. Освоение формул речевого этикета.
18.Наблюдение  за объектами живой природы, предметным миром.
19. Досуги.
1. Игры с предметами и  сюжетными игрушками.
2. Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек.
3.Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
4. Сюжетно-ролевые игры.
5. Игры-драматизации.
6. Работа в книжном уголке.
7.Чтение,  рассматривание иллюстраций.
8. Сценарии активизирующего общения.
9. Имитативные упражнения, пластические этюды.
10. Коммуникативные тренинги.
11. Совместная продуктивная деятельность.
12. Экскурсии.
13.  Проектная  деятельность.
14. Дидактические игры.
15. Настольно-печатные игры.
16. Досуги.
17.Продуктивная деятельность.
18. Разучивание стихотворений.
19. Речевые задания и упражнения.
20. Моделирование и обыгрывание    проблемных ситуаций.
21. Занятия по
-обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя
-обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы
-обучению пересказу по серии сюжетных картинок
-обучению пересказу по картине
-обучению пересказу литературного произведения
( коллективное рассказывание).
23. Показ настольного театра или работа с фланелеграфом.
1. Коллективный монолог.
2. Игра-драматизация с  использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)
3. Игры в парах и совместные игры
(коллективный монолог)
4. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
5. Сюжетно-ролевые игры.
6. Игра- импровизация по мотивам сказок.
7. Театрализованные игры.
8. Дидактические игры.
9. Игры-драматизации.
10. Настольно-печатные игры.
11. Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
12. Словотворчество



1. Игры парами.
2. Беседы.
3. Пример  коммуникативных кодов взрослого.
4. Чтение, рассматривание иллюстраций.
5. Игры-драматизации.
4.  Досуги, праздники.
6. Экскурсии.
7. Совместные семейные проекты.
8. Разучивание скороговорок, чистоговорок.
9. Открытый показ занятий по обучению рассказыванию
10. Информационная поддержка родителей.


1.3.8. Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает  мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается»  в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.
При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь,  руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области 
«Чтение художественной литературы»

Перечень программ, технологий, пособий
Перечень программ и технологий

1.            Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова. – М.: Детство-Пресс, 2010.

  2.Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.
Перечень пособий

1.      Полная хрестоматия для дошкольников. В 2 книгах. Книга 1/С.Д.Томилова. – М.: У-Фактория, 2011

2.      Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/В.Гербова – М.: Оникс 21 век, 2010




Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области 
«Чтение художественной литературы»

Режимные моменты
Совместная деятельность с педагогом
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьей
1.     Беседа
2.     Рассказ
3.     Чтение
4.     Дидактические, настольно-печатные игры
5.      Досуги
6.     Игры-драматизации.


1.   Рассказывание по иллюстрациям
2.   Творческие задания
3.   Заучивание
4.   Чтение художественной и познавательной литературы
5.   Рассказ
6.   Пересказ
7.   Экскурсии
8.   Объяснения
9.   Творческие задания
10.    Литературные викторины
11.    Праздники, досуги
12.    Презентации проектов
1.     Игровая деятельность
2.     Досуги
3.     Рассматривание иллюстраций
4.     Театрализованная деятельность
5.     Игры-драматизации, игры-инсценировки
6.     Беседы
7.     Словотворчество
1.    Посещение театра, музея,  выставок
2.    Беседы
3.    Рассказы
4.    Чтение
5.    Прослушивание аудиозаписей
6.    Творческие задания


1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ре­бенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
- общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области  «Художественное творчество»

Перечень программ, технологий, пособий
Перечень программ и технологий
1.   Копцева Т.А. «Природа и художник». -  М.: Сфера, 2001.
2.   Детство» / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
3.   Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.
Перечень пособий

1.     Грибовская А.А Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий/ А.А.Грибоская. – М.:Скрипторий 2003, 2011.


Формы, приёмы  организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области
 «Художественное творчество»

Режимные моменты
Совместная
деятельность
с педагогом
Самостоятельная
деятельность детей
Совместная
деятельность
с семьей
Наблюдение
Рассматривание
Беседа
Труд
Рассматривание интерьера
Обсуждение
Обучение
Опыты
Дид. игра
Занимательные показы
Индивидуальная работа
Наблюдение
Рассматривание
Чтение
Обыгрывание незавершённого рисунка
Коллективная работа
Обучение
Индивидуальная работа,
Создание условий для выбора
Интегрированное занятие
Беседа
Продуктивная деятельность Тематический досуг
Творческие задания
Самост. деят. с мат.
Проблемная ситуация
С.-р. Игра
Сам. худ. деят.
Игра
Наблюдение
Рассматривание
Сам. худ. деят.
Сбор материала для украшения
Экспериментирование с материалами
Рассматривание
предметов искусства

Консультации
Мастер-класс
Открытые занятия
Конкурсы
Беседа
Рассматривание
Участие в кол. работе
Выставка работ
Наблюдение
Рассказы
Выставки детских работ
Экскурсии
Ситуативное обучение
Чтение
1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошко­льного возраста.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области  «Музыка».
Перечень программ и технологий
1.       Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
2.       Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста/ О.П.Радынова. – М.: Феникс, 2011.
3.       «Гармония» К.В. Тарасова -М.: Центр Гармония 2004.
4.       «Орфей» И.Г. Галянт - Челябинск 1998 г.

Перечень пособий
1.           Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Гриф МО РФ/ А.Н.Зимина. – М.: Сфера, 2010
2.           Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001

Формы, приёмы организации образовательного процесса по образовательной области «Музыка».

Режимные моменты
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьей
·   Использование музыки:
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
- во время  прогулки (в теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- в компьютерных играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и развлечениях

·      Занятия
·      Праздники, развлечения
·      Музыка в повседневной жизни:
-Другие занятия
-Театрализованная деятельность
-Слушание музыкальных сказок,
- Беседы с детьми о музыке;
-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов
- Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
- Рассматривание портретов композиторов

·     Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО
·     Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор»
·     Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО.
·     Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании
·    Импровизация мелодий на собственные слова, придумывание песенок
·    Придумывание простейших танцевальных движений
·    Инсценирование содержания песен, хороводов
·    Составление композиций танца
·    Импровизация на инструментах
·    Музыкально-дидактические игры
·    Игры-драматизации
·    Аккомпанемент в пении, танце и др.
·    Детский ансамбль, оркестр
·    Игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр», «телевизор».
·   Консультации для родителей
·   Родительские собрания
·   Индивидуальные беседы
·   Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
·   Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр)
·   Открытые музыкальные занятия для родителей
·   Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)
·   Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье
·   Посещения музеев, выставок, детских музыкальных театров
·   Прослушивание аудиозаписей,
·   Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов
·   Просмотр видеофильмов